Конфликты возникают у всех категорий людей, вне зависимости от темперамента и нежелания вступать в споры и разногласия. При этом сталкиваются два различных мнения и это приводит к отстаиванию собственной позиции. Главное, не переходить личные границы и помнить, что оппонент – это такой же человек, только он имеет отличающийся взгляд на жизнь.
Основные причины возникновения конфликтов
Есть несколько распространенных факторов, которые непосредственно влияют на созревание конфликтной ситуации и ее реализации.
К ним относятся:
- Между людьми длительное время копилась неразрешимая ситуация. Она создала большое напряжение, которое стремится вырваться наружу и высвободится.
- В общении, особенно у близких людей, всплывает новая информация. Когда один человек вдруг узнает о себе что-то новое от другого. Это может быть мнение или суждение.
- Сложившаяся ситуация уже перестала устраивать ее участников. Для нахождения нового выхода из нее или поиск оптимального решения иногда требует несоблюдение установленных границ, затрагивающих личность.
Эти и другие факторы стоит всегда стараться решать мирным путем.
Наиболее приемлемые способы разрешения конфликтных ситуаций
В любом конфликте нужно стараться контролировать собственные чувства и эмоции. Знать, что каждый человек имеет право на личное мнение. Выплеснутые гневные эмоции и сказанные обидные слова могут нанести психологическую травму человеку и полностью испортить любые с ним отношения.
Популярные решения конфликтов:
- Конкуренция. Здесь присутствует желание занять более высокую иерархическую ступень в коллективе или семье. Для маленьких детей это выглядит так: самый младший, чтобы отомстить старшему, бежит жаловаться родителям. В результате наказывают не его, а он получает то, что хотел. Именно взрослый должен восстановить справедливость, выслушав все стороны. Или в коллективе, когда начальник ощущает власть и становится более требовательным к сотрудникам, если это необязательно. Здесь стоит руководству учитывать специфику работы, не переходить на личности и не создавать в коллективе морально давящую обстановку, мешающую полноценной и спокойной деятельности.
- Сотрудничество. Иногда нельзя принять одну из сторон в конфликте и никто не может оказаться победителем. Участники должны пойти навстречу друг другу и найти компромиссное решение. Оно устроит каждую из сторон в большей степени. Такое возможно, если люди внутренне зрелы и не ставят цель доказать собственную правоту во что бы то ни стало.
- Приспособление. Если у конфликтующих сторон силы изначально не равны и самая слабая сторона в любом случае не сможет отстоять свои позиции, то стоит приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Это позволит сохранить собственную безопасность, восстановить силы и подготовиться более рационально и тщательно к сложившимся условиям, чтобы в дальнейшем предпринять другую попытку выйти из подобных сковывающих отношений.
- Избегание. Конечно, в целом это не очень хороший ход. Человек уходит от принятия какого-то решения или совершения действия. Но есть обстоятельства, когда требуется вдумчивость и время для взвешивания всех за и против. Минусом такого избегания конфликта может случить переполненные эмоции другой стороны, которые могут в любой момент вылиться через край.
- Акцентирование. Своеобразная форма решения конфликта через сотрудничество. Но в данном случае, применяется акцент как на недостатках, так и путях их решения. Например: «Так рисовать нельзя! Видишь, как некрасиво. Попробуй карандашом сначала, а не сразу красками.»
Чтобы минимизировать любой конфликт, человек всегда должен не указывать, что делать его оппоненту, а говорить с позиции собственного я. Что именно не устраивает, как видится наиболее приемлемый выход из положения. Избегание угроз и оскорблений поможет быстрее разрешить конфликт любого рода.
С уважением, Евгений Лазарев