Ответственный ребенок: что в этом плохого? Отрицательные черты синдрома отличника

гиперответственный ребенок Журнал психолога

Все родителя несомненно хотят и, естественно, прививают с ранних лет чувство ответственности у своего ребенка. Но порой такие убеждения доходят до перфекционизма во всем: в учебе, отношениях с близкими, общении с другими людьми и во многом другом. Какую “медвежью услугу” может оказать синдром отличника как для ребенка, так и окружающих? Какие отрицательные стороны у гиперответственного воспитания?

Повышенная ответственность — это вроде бы хорошее качество, особенно для ребенка. Но он все время чем-то озабочен: по десять раз перепроверяет домашнее задание, отшлифовывает навыки письма практически до идеала. Словом, у него проявляется знаменитый синдром отличника, который имеет немало подводных течений. Это и перфекционизм, и дотошность, и настырность, и даже в каком-то смысле высокомерие. Такой ребенок задирает нос перед одноклассниками, считая их глупыми и безответственными, особенно на своем фоне. Это приводит к возникновению следующих проблем.

отрицательные черты синдрома отличника

Отрицательные черты синдрома отличника

1. Одиночество. Понятное дело, что с таким эталоном никто не хочет дружить. Его вполне справедливо называют “заучкой”, “выскочкой”, а иногда и “стукачом”. Увы, такие дети часто грешат доносительством на плохое поведение ровесников. Если кто-то что-то натворил, можно не сомневаться: отличник обязательно доложит об этом классному руководителю. И вроде бы ничего плохого он не сделал, сказал чистую правду. Но выглядит это крайне мерзко, тем более для дружного класса, где царят взаимопонимание и взаимовыручка. Однако для гиперответственного школьника это не более чем стадный принцип, пропагандирующий безответственность и несерьезное отношение к жизни. Словом, в глазах товарищей он ничем не отличается от учителей или родителей, требующих послушания и серьезности.

2. Ненависть. Постепенно обычная неприязнь к такому ребенку перерастает в откровенную злобу, особенно если он везде выставляет собственную идеальность и кичится ею. С ним невозможно ни о чем договориться или обратиться за советом. Почему-то дети с синдромом отличника искренне полагают, что раз они сами всего добились, то это подвластно практически любому. А если у других это не получается, значит они ленивые и бесхарактерные. Ждать от него подсказки на уроке не стоит, равно как и просить списать домашнее задание. Он будет демонстративно прятать свою тетрадь и гордо отвечать что-то вроде “мне никто не помогал”. В итоге “пятерка” только у него, тогда как у всего класса “тройки” и “пары”.

Читайте так же:   Синдром упущенной выгоды (FOMO) или разрушение самооценки из-за социальных сетей

3. Непонимание во взрослой жизни. С годами он не оставляет своей привычки и переносит ее уже на работу. Тут он типичный трудоголик: торчит в офисе допоздна, сводит дебит с кредитом, исписывает кучу бумажек, пока не добивается безукоризненного вида. А утром на совещании незамедлительно докладывает о том, как коллеги ушли с работы ровно в шесть часов, бросив все недоделанным. В результате начальник хвалит его и даже выписывает премию, тогда как остальные сотрудники остаются с носом. Неудивительно, что его будут ненавидеть и здесь, причем со временем подобное поведение надоест и руководству. Такой работник бегает с жалобами по любому поводу, ежедневно строча докладные записки с требованиями провести очередное служебное расследование.

Гиперответственный ребенок, какие можно сделать выводы?

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что чрезмерная ответственность и стремление к идеалу порой приводит к совершенно противоположному результату. Ребенка с ранних лет учат быть самым хорошим и порядочным, самым аккуратным и самым лучшим в учебе. Вроде бы ничего особенного в этом нет, однако это приводит к формированию таких негативных личностных качеств, как самолюбование, самоуверенность, пренебрежительность по отношению к окружающим, высокомерие, заносчивость, тщеславие.

Со временем всю эту прелесть почувствуют на себе и родители, так усиленно требующие от своего чада эталонного поведения. Да, он станет таковым, но будет при этом критиковать отца и мать, которые явно не дотягивают до собственных желаний и мечтаний.

С уважением, психолог Лазарев Е.Н.

психолог Лазарев
Лазарев Е.Н.

Психолог-консультант. Бизнес-тренер. Коммуникации в медицине. Тренинги и вебинары для медицинских центров. Практика – более 10 лет

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Лазарев Е.Н.