Мысли вслух: почему людям трудно понять друг друга

почему людям трудно понять друг друга Журнал психолога

Очень часто можно услышать фразы «поставь себя на мое место», «представь, что я сейчас чувствую», но не всегда люди понимают, что же на самом деле они значат и как стоит себя вести.

Когда человек страдает, он ищет сочувствия, ведь так проще перенести тяжелые времена. Чаще всего просьба встать на чье-то место означает не что иное, как попробовать понять сложившиеся обстоятельства и взглянуть на ситуацию под другим углом. Говоря это, люди заявляют, что их чувства и эмоции достойны внимания.

Чувствовать по-разному

Не все способы сопереживать и думать о том, что же чувствует другой человек, ведь у каждого свои ценности, взгляды, приоритеты и прошлый опыт. Психологи утверждают, что степень сочувствия у того или иного человека зависит от прошлых переживаний, от его ожиданий и от его интерпретации сложившейся ситуации. Некоторые ученые даже утверждают, что на уровень сочувствия влияет генетика. Она определяет эмоциональный диапазон человека минимум на 11%.

Не молчать

Очень часто люди, вместо того, чтобы попросить о сопереживании, просто закрываются, молчат и обижаются.

В детстве это происходило постоянно. Детям нужно внимание и понимание со стороны родителей и других взрослых без каких-либо объяснений, ведь это помогает разобраться в собственных переживаниях. Взрослея, человек приобретает жизненный опыт, что помогает самому объяснять другим, чего же он хочет или нет. Однако и это не дает никаких гарантий, что в ста процентах случаев он сможет полностью понять самого себя и дать понять это другому.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с этой проблемой, лучше всего заранее обозначить желания, цели и возможности друг друга, а после попытаться прийти к некому консенсусу. Однако стоит помнить о том, что «встать на чье-то место» не означает попытку стать этим человеком. Это всего лишь способ понять чувства и переживания собеседника, но одновременно не забывая и о собственных границах.

Читайте так же:   Насилие не метод воспитания или отложите ремень в сторону

Не всем дано

Для того, чтобы встать на место другого человека, нужно иметь хорошую память, развитое мышление, наблюдение, утверждают ученые. Поэтому не все могут делать это хорошо, а кто-то и вовсе неспособен. Чаще всего люди в попытках понять эмоциональное состояние и умонастроение другого человека, проецируют свои собственные переживания и мысли на него и воспринимают это как его душевное состояние. В такие моменты люди убеждены, что на все сто понимают, что происходит в голове и на душе у собеседника, когда на самом деле это всего лишь догадки, которые в ряде случаев оказываются ошибочными.

Лучшим помощником в этих ситуациях выступает язык. С помощью него можно задать вопросы, уточнить что-то, выяснить, является ли то или иное предположение верным. Плюс ко всему через язык можно выразить свои чувства и эмоции, поделиться сокровенным, что поможет другим людям понять лучше всю ситуацию и облегчить процесс сочувствия.

Все не так однозначно

Когда другой человек просит о помощи и сопереживании, просит представить кого-то на его месте, он может подразумевать разные вещи под этим:

  • Просьба поддержать его в трудной ситуации;
  • Просьба о прощении, ведь он испытывает чувство вины;
  • Попытка обратить на себя внимание, излить душу или растрогать кого-либо.

Каждый человек хотел бы разделить боль своих близких, однако и страдающие реагируют по-разному: одни хорошо воспринимают сострадание, другие относятся скептически, думая, что понять их переживания никто не может. Так возможно ли вообще полностью поставить себя на место другого и по-настоящему помочь ему своим сопереживанием?

Другой всегда так и останется другим. Каждый человек уникален и поставить себя на его место полностью невозможно. Поэтому лучший способ – уважительно относиться к чувствам, переживаниям других и заботиться о близких.

С уважением, Евгений Лазарев

Читайте так же:   Как сохранить теплые отношения с мужем после рождения ребенка
психолог Лазарев
Лазарев Е.Н.

Психолог-консультант. Бизнес-тренер. Коммуникации в медицине. Тренинги и вебинары для медицинских центров. Практика – более 10 лет

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Лазарев Е.Н.