Мысли вслух: почему людям трудно понять друг друга

почему людям трудно понять друг друга Журнал психолога

Очень часто можно услышать фразы «поставь себя на мое место», «представь, что я сейчас чувствую», но не всегда люди понимают, что же на самом деле они значат и как стоит себя вести.

Когда человек страдает, он ищет сочувствия, ведь так проще перенести тяжелые времена. Чаще всего просьба встать на чье-то место означает не что иное, как попробовать понять сложившиеся обстоятельства и взглянуть на ситуацию под другим углом. Говоря это, люди заявляют, что их чувства и эмоции достойны внимания.

Чувствовать по-разному

Не все способы сопереживать и думать о том, что же чувствует другой человек, ведь у каждого свои ценности, взгляды, приоритеты и прошлый опыт. Психологи утверждают, что степень сочувствия у того или иного человека зависит от прошлых переживаний, от его ожиданий и от его интерпретации сложившейся ситуации. Некоторые ученые даже утверждают, что на уровень сочувствия влияет генетика. Она определяет эмоциональный диапазон человека минимум на 11%.

Не молчать

Очень часто люди, вместо того, чтобы попросить о сопереживании, просто закрываются, молчат и обижаются.

В детстве это происходило постоянно. Детям нужно внимание и понимание со стороны родителей и других взрослых без каких-либо объяснений, ведь это помогает разобраться в собственных переживаниях. Взрослея, человек приобретает жизненный опыт, что помогает самому объяснять другим, чего же он хочет или нет. Однако и это не дает никаких гарантий, что в ста процентах случаев он сможет полностью понять самого себя и дать понять это другому.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с этой проблемой, лучше всего заранее обозначить желания, цели и возможности друг друга, а после попытаться прийти к некому консенсусу. Однако стоит помнить о том, что «встать на чье-то место» не означает попытку стать этим человеком. Это всего лишь способ понять чувства и переживания собеседника, но одновременно не забывая и о собственных границах.

Читайте так же:   Принцесса. Можно ли с такой женщиной построить серьезные отношения?

Не всем дано

Для того, чтобы встать на место другого человека, нужно иметь хорошую память, развитое мышление, наблюдение, утверждают ученые. Поэтому не все могут делать это хорошо, а кто-то и вовсе неспособен. Чаще всего люди в попытках понять эмоциональное состояние и умонастроение другого человека, проецируют свои собственные переживания и мысли на него и воспринимают это как его душевное состояние. В такие моменты люди убеждены, что на все сто понимают, что происходит в голове и на душе у собеседника, когда на самом деле это всего лишь догадки, которые в ряде случаев оказываются ошибочными.

Лучшим помощником в этих ситуациях выступает язык. С помощью него можно задать вопросы, уточнить что-то, выяснить, является ли то или иное предположение верным. Плюс ко всему через язык можно выразить свои чувства и эмоции, поделиться сокровенным, что поможет другим людям понять лучше всю ситуацию и облегчить процесс сочувствия.

Все не так однозначно

Когда другой человек просит о помощи и сопереживании, просит представить кого-то на его месте, он может подразумевать разные вещи под этим:

  • Просьба поддержать его в трудной ситуации;
  • Просьба о прощении, ведь он испытывает чувство вины;
  • Попытка обратить на себя внимание, излить душу или растрогать кого-либо.

Каждый человек хотел бы разделить боль своих близких, однако и страдающие реагируют по-разному: одни хорошо воспринимают сострадание, другие относятся скептически, думая, что понять их переживания никто не может. Так возможно ли вообще полностью поставить себя на место другого и по-настоящему помочь ему своим сопереживанием?

Другой всегда так и останется другим. Каждый человек уникален и поставить себя на его место полностью невозможно. Поэтому лучший способ – уважительно относиться к чувствам, переживаниям других и заботиться о близких.

С уважением, Евгений Лазарев

Читайте так же:   Безработица в голове: причины, как искать работу - рекомендации психолога
психолог Лазарев
Лазарев Е.Н.

Психолог-консультант. Бизнес-тренер. Коммуникации в медицине. Тренинги и вебинары для медицинских центров. Практика – более 10 лет

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Лазарев Е.Н.