Гиперактивные дети (СДВГ). Возникающие проблемы. Советы родителям

Гиперактивные дети (СДГВ). Возникающие проблемы. Советы родителям Журнал психолога

Рождение малыша – всегда радость в семье. Каждым новым движением ребенка, произнесенным словом восхищаются. Умиляют его капризы, его подвижность. Но до определенного времени. Порой мамы замечают, что ребенок становится неуправляемым, не реагирует, или слишком бурно воспринимает замечания. Не может даже немного посидеть спокойно. Его невозможно уложить спать. Он все теряет, забывает, совершенно не воспринимает слова «нет, нельзя», не умеет дослушать, доделать до конца. Родители, как правило, списывают все на характер. Пытаются воздействовать на него силой или наказанием. И совершенно напрасно, эти методы на детей не действуют, а проблема только усугубляется. Ребенок не виноват. Не виноваты и родители. В медицине это состояние называют гиперактивностью. Точнее – синдромом дефицита внимания (ребенку трудно сосредоточиться) и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром обычно проявляется в раннем возрасте, но особенно заметен в начальной школе.

Что же это расстройство провоцирует?

  • Наследственность.
  • Гормональные нарушения, болезни, повышенное давление во время вынашивания плода (особенно в 1-2 триместрах)
  • Тяжелые роды
  • Асфиксия
  • Травмы головного мозга
  • Инфекции, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни
  • Алкоголизм родителей

Все это может стать причиной гиперактивности ребенка. И если вы заметили какие-то отклонения в поведении малыша, стоит обратиться к медикам. Для выявления патологии состояния ребенка необходима консультация специалиста. Последний точно скажет, нуждается ли ребенок в коррекции или он просто активный, любознательный непоседа. Родители заполняют специальные тесты, по которым можно определить, чем поведение их ребенка отличается от стандарта.

Хорошо, когда советы даются вовремя. К сожалению, дома долго не замечают или не хотят замечать, что у ребенка проблемы. Неприятности начинаются, когда ребенок начинает посещать садик. Но если и замечания воспитателя остаются без внимания, списываются на нежелание найти к ребенку подход, то с замечаниями учителей в школе все же придется считаться. И, к сожалению, только тогда, когда начинаются проблемы с учебой, родители понимают, что нужно что-то делать со своим непростым ребенком.

Читайте так же:   Что такое эмоции? Психологический подход к эмоциональному контролю

Проблемы с учебой

Даже для обычных детей просидеть урок, внимательно слушая учителя, выполняя задания, вникая в объяснения – непростая задача. А тем более для ребенка с диагнозом «гиперактивность». Он вертится, что-то ищет в портфеле, дергает соседей, просится выйти из кабинета. Такой ребенок – всегда нарушитель порядка для учителя. Но главное – он не успевает усваивать учебный материал, ведь пока он отвлекся, часть новой темы оказывается упущенной.

При этом такие дети обладают живым умом, они любознательны. Но сосредоточиться надолго не могут. Опытный учитель, как правило, видит проблему, старается менять для ребенка виды деятельности в течение всего урока, учитывая также и тот факт, что ребенку сложно сразу переключаться. То же можно предложить и маме, которая безуспешно пытается заставить ребенка сделать уроки, когда ему хочется играть. В результате – скандал и истерика. Однако стоит ненадолго отвлечь свое чадо, поменять обстановку, и минут через 15 он успокоится. Тогда можно будет работать над домашним заданием. С такими детьми нужно договариваться; запреты всегда должны быть обоснованы, скорректированы: «…делать нельзя, но если ты хочешь, то давай сделаем так…». То есть не запрещать, а предлагать другой вариант решения проблемы.

Сложности межличностных отношений

Часто гиперактивный ребенок агрессивен по отношению к окружающим, особенно к сверстникам. Ведь для него характерно неприятие установленных правил не только в отношении учебы, но и в межличностных отношениях. Его часто не понимают и не принимают: он такой навязчивый, беспокойный, поведение его непредсказуемо, а импульсивность мешает в играх; очень требователен к другим, но не к себе. Для других детей он кажется «каким-то странным». Но если такого ребенка отвергает коллектив, то это перекрывает дорогу к социальной адаптации. Ведь любой ребенок хочет быть признанным в обществе, успешным. Именно взрослые должны помочь ему найти точки соприкосновения с другими ребятами, помочь самому ребенку понять, почему его отвергают. И если это не получается у родителей, не стоит отмахиваться от проблемы, надо обязательно обратиться к психологу. Гиперактивность – не приговор для успешного общения.

Читайте так же:   Я богаче, чем начальница. И она меня за это гнобит

Советы родителям:

1. Подавать информацию такому ребенку необходимо небольшими порциями, потому что целиком материал ему усвоить трудно.

2. Гиперактивный ребенок требует мгновенного отклика. Ему нельзя обещать, что «награда» за выполненное его ждет в будущем. У таких детей проблема с представлением о времени. Зато хорошо действует на него так называемая «жетонная» система поощрений, когда он собирает жетончики за какие-то свои достижения, а потом может выменять их на что-либо. Еще психологи советуют использовать часы, чтобы можно было наблюдать, как бежит время, ведь сам он его не ощущает.

3. Во время похода в общественные места следует продумать, чем занять ребенка. Ведь для него это обстановка незнакомая, как он на нее среагирует, предсказать невозможно. Поэтому не стоит его ругать, легче запастись не только терпением, но и, например, книжкой с картинками, мозаикой или другими интересными для него играми.

4. Самый главный совет – не отмахиваться от проблемы. Сама собой она не исчезнет. Гиперактивность – это заболевание нервной системы. И как любому заболеванию, СДВГ требуется коррекция или лечение. Специалисты, к которым следует обращаться – это невролог, психолог, психиатр. Они помогают адаптироваться ребенку к новым для него условиям. Психолог и психиатр могут скорректировать поведенческие привычки, оказать эмоциональную, социальную поддержку. Невролог посоветует специальные препараты, если в этом есть необходимость.

Будьте внимательны к своим детям!

психолог Лазарев
Лазарев Е.Н.

Психолог-консультант. Бизнес-тренер. Коммуникации в медицине. Тренинги и вебинары для медицинских центров. Практика – более 10 лет

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Лазарев Е.Н.